- Что такое перспектива в рисовании
- Основные понятия и принципы перспективы
- Основные правила линейной перспективы
- Виды перспективы в изобразительном искусстве
- Практическое применение перспективы
- Законы и правила построения перспективы
- Виды перспективы в искусстве
- Упражнения для изучения перспективы
- Заключение
Что такое перспектива в рисовании
Перспектива в рисунке — это способ перенести трёхмерный объект на плоский лист бумаги. Это принцип перенесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве. С помощью перспективы можно достоверно изобразить пространство, глубину, объём, габариты любого объекта.
Правильно используя перспективу, художник сможет верно изобразить любой предмет, окружение или персонажа. Линейная перспектива необходима художникам и архитекторам для достоверной передачи пространства — это делает изображения более естественными и правдоподобными.
В реальности из-за особенности зрения человека все линии объектов стремятся соединиться в определённых точках. За счёт этого возникают визуальные искажения — их и помогает изобразить перспектива, чтобы на плоском листе возникла иллюзия объёма.
Основные понятия и принципы перспективы
Линия горизонта
Линия горизонта — это условная горизонтальная линия, которая всегда находится на уровне глаз наблюдателя. В природных условиях — это горизонт, который мы видим вдалеке. На листе бумаги — это специально прочерченная вспомогательная линия, обозначающая уровень глаз зрителя.
Линия горизонта определяет, как именно зритель будет видеть стороны объекта:
- Если объект находится ниже линии горизонта — смотрящий будет видеть его верхнюю сторону
- Если объект находится выше линии горизонта — увидим его нижнюю часть
- Если объект находится на линии горизонта — от нас скроются и верхняя, и нижняя части
Точка схода
Точкой схода называют точку на горизонте, в которой сходятся параллельные линии, уходящие вдаль. Если вы встанете посреди улицы и посмотрите вдаль, вы увидите, что левая и правая стороны дороги начнут сливаться в одну точку где-то вдалеке.
Все линии в помещении параллельны или перпендикулярны друг другу. Когда речь идет о рисунке: параллельные прямые начинают сходиться. Место, в котором они пересекаются, называется точкой схода.
Основные правила линейной перспективы
Основные принципы работы линейной перспективы включают следующие правила:
1. Схождение линий
В линейной перспективе параллельные линии или края объектов на изображении сходятся в одной или нескольких точках.
2. Уменьшение размеров
Объекты, находящиеся дальше от точки обзора, изображаются в меньшем масштабе, чем ближние объекты, чтобы передать ощущение удаленности. Предметы, объекты, расположенные вдали, по размеру должны быть гораздо меньше тех, что расположены вблизи.
3. Перекрытие объектов
Объекты и предметы, расположенные близко, следует изображать внахлест с теми, что стоят дальше. Не стоит бояться перекрытия. Так предметы, объекты и пространство не будут выглядеть плоскими.
4. Воздушная перспектива
Удаленные от глаз зрителя объекты нужно изображать воздушнее, менее контрастно. Использование изменения цвета, контраста и четкости для передачи ощущения расстояния и глубины в пространстве.
Виды перспективы в изобразительном искусстве
Фронтальная (одноточечная) перспектива
Фронтальная перспектива — это перспектива с одной точкой схода. Особенность фронтальной перспективы в том, что мы видим «лицо» всей композиции, и все её линии уходят вглубь рисунка и соединяются в одной точке схода. Этот вид перспективы ещё называют одноточечной перспективой.
Одноточечная перспектива работает, когда объект, на который вы смотрите, находится прямо перед вами и развернут к вам одним фасадом. В реальной жизни мы можем увидеть это, когда объект повернут к нам передней плоскостью.
Как строить фронтальную перспективу:
- Чертим линию горизонта и рисуем на ней нашу фигуру так, чтобы линия горизонта не была выше или ниже куба
- Ставим точку схода на линии горизонта
- Проводим из точки схода диагональные линии к каждому из углов куба — так создаём рёбра фигуры
- Рисуем внутри квадрата ещё один, но уже меньше — его стенки будут на одном и том же расстоянии от точки схода
Угловая (двухточечная) перспектива
Двухточечная (угловая) перспектива — это самый распространенный вид линейной перспективы, в котором используется 2 точки схода для построения объектов. Угловая перспектива – это вид линейной перспективы, в котором для построения объектов используются две точки схода на линии горизонта.
Если объект повернут к нам гранью, и мы видим две боковых стороны, начинает работать двухточечная перспектива. С помощью двухточечной перспективы получается построить объекты, повернутые к зрителю одной из боковых сторон.
Построение угловой перспективы:
- Обозначаем линию горизонта — прямая, которая представляет собой уровень глаз зрителя
- Отмечаем 2 точки схода на линии горизонта
- Намечаем вертикальную линию между точками схода — ребро куба, сторона объекта, которая находится ближе всего к зрителю
- Соединяем вершины куба с точками схода
- Определяем границы боковых плоскостей куба вертикальными линиями
При двухточечной перспективе две точки схода помещаются на линию горизонта. Эти две точки должны быть удалены друг от друга, чтобы предотвратить искажение.
Трёхточечная (вертикальная) перспектива
Трехточечная перспектива — это один из видов линейной перспективы, где есть три точки схода. Две точки расположены вдоль горизонта, точно так же, как и в двухточечной перспективе, но третья точка расположена либо над горизонтом (зенит), либо ниже горизонта (надир).
В трехточечной перспективе все линии сужаются к одной из трех точек схода. Три эти точки образуют треугольник, центр перспективы находится примерно посередине.
Построение трёхточечной перспективы:
- Намечаем линию горизонта ближе к верхней или нижней части листа
- Наносим на линию горизонта 2 точки схода. Третью точку рисуем выше или ниже, в зависимости от того, где находится объект
- Обозначаем вершину кубика — точку, из неё проводим вспомогательные линии к точкам схода на горизонте
- Отмечаем боковые грани объекта на образовавшихся линиях
- Соединяем получившиеся точки пересечений с третьей точкой схода
Практическое применение перспективы
Перспектива в пейзажной живописи
Перспектива особенно важна при рисовании пейзажей. Линия горизонта — линия, воображаемая сознанием, находящаяся на уровне глаз, уходящая вдаль. Эту плоскость легко разглядеть на открытом месте, к примеру стоя на берегу моря.
Геометрические фигуры в перспективе
Все предметы мы можем заключить в базовые примитивы: коробочки, параллелепипеды, цилиндры. Первым делом изучают перспективные сокращения для одной, двух, трех точек схода для куба.
Архитектурные объекты
При рисовании зданий и архитектурных объектов перспектива особенно важна. Если мысленно стать на углу перекрестка двух улиц, то увидим две пересекающиеся улицы с угловым положением домов и выходящими на них фасадами.
Законы и правила построения перспективы
Законы перспективы представляют собой набор правил и принципов, используемых в рисунке:
Основные правила построения перспективы:
- Использование линии горизонта — определение уровня глаз зрителя относительно изображаемых объектов помогает определить угол обзора и точки схода
- Схождение линий — параллельные линии или края объектов, находящихся в пространстве, должны сходиться в точке или точках схода на горизонте
- Уменьшение размеров — объекты, находящиеся дальше от зрителя, должны изображаться в меньшем масштабе, чем ближние объекты
- Изменение цвета и контраста — на большем расстоянии объекты бледнеют и угасают
- Уменьшение четкости и детализации по мере удаления объектов
Виды перспективы в искусстве
Существует несколько основных видов перспективы в изобразительном искусстве:
1. Прямая линейная перспектива
Рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).
2. Тональная перспектива
Изменение тональности объектов по мере их удаления.
3. Цветовая перспектива
Изменение цветовых характеристик объектов в зависимости от расстояния.
4. Воздушная перспектива
Смягчение контуров и снижение контрастности удалённых объектов.
5. Обратная перспектива
Используется в иконописи и некоторых направлениях искусства.
Упражнения для изучения перспективы
Для освоения навыков работы с перспективой рекомендуется:
- Начинать с простых геометрических фигур — кубов, параллелепипедов, цилиндров
- Практиковать построение одно-, двух- и трёхточечной перспективы
- Рисовать с натуры — наблюдать, как работает перспектива в реальном мире
- Изучать работы мастеров — анализировать использование перспективы в произведениях известных художников
Заключение
Перспектива — это фундаментальный навык в рисовании, который должен освоить каждый художник. Понимание принципов линейной перспективы, умение правильно определять точки схода и линию горизонта позволяет создавать убедительные изображения трёхмерного пространства на плоскости. Изучение различных видов перспективы — от простой фронтальной до сложной трёхточечной — открывает перед художником множество возможностей для выразительного изображения окружающего мира.
Оставить комментарий