«Вий» 1967: первый советский ужастик с Куравлевым и Варлей 🎬

«Вий» — легендарный советский фильм ужасов 1967 года, ставший культовым явлением отечественного кинематографа. Эта экранизация повести Николая Гоголя с Леонидом Куравлевым в главной роли и Натальей Варлей в образе зловещей панночки до сих пор пугает зрителей своими мистическими сценами и новаторскими спецэффектами.

Фильм стал первым и единственным полноценным фильмом ужасов в СССР, собрав в кинотеатрах 32,6 миллиона зрителей и заняв символическое 13-е место в советском прокате. Премьера состоялась 27 ноября 1967 года, и с тех пор картина обросла множеством легенд и мистических историй, связанных с её съёмками.

  1. 🎭 История создания уникального советского ужастика
  2. 🎬 Актёры и роли: звёздный состав советского кино
  3. 🏰 Где снимали «Вий»: мистические локации Украины
  4. 🎪 Как снимали «Вий»: технические новаторства и спецэффекты
  5. 🎨 Художественные решения и мистические детали
  6. 📈 Успех и признание: от СССР до мирового проката
  7. 🔮 Мистические истории и легенды съёмочного процесса
  8. 🎯 Культурное значение и влияние на кинематограф
  9. 🎬 Современные экранизации и продолжения
  10. 💡 Выводы и культурное наследие
  11. ❓ Подробный FAQ о фильме «Вий»

🎭 История создания уникального советского ужастика

Идея экранизации мистической повести Николая Гоголя принадлежала директору киностудии «Мосфильм» Ивану Пырьеву. Однако из-за занятости работой над «Братьями Карамазовыми», Пырьев поручил съёмки двум молодым режиссёрам — Константину Ершову и Георгию Кропачёву, которые были студентами Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР.

Руководитель курсов Леонид Трауберг выдвинул именно эти кандидатуры, считая, что для экранизации такого сложного произведения необходимо минимум два режиссёра. Картина была настолько ожидаемой, что её купили девять стран мира ещё до завершения съёмок.

🎨 Вмешательство Александра Птушко

Когда отснятый молодыми режиссёрами материал показали руководству «Мосфильма», он был признан «слишком реалистическим». Тогда к работе привлекли знаменитого киносказочника Александра Птушко, известного по фильмам «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о потерянном времени».

Птушко кардинально переработал многие сцены:

  • Создал костюм и дизайн самого Вия
  • Сконструировал механику для пальцев чудовища
  • Разработал сложные спецэффекты для сцен с нечистью
  • Изменил первоначальный облик Вия (изначально он должен был походить на сотника)

🎬 Актёры и роли: звёздный состав советского кино

Леонид Куравлёв как Хома Брут 🎓

Леонид Куравлёв блестяще воплотил образ студента-философа Хомы Брута — главного героя, которому предстоит три ночи читать заупокойную над умершей панночкой. Актёр сумел передать весь спектр эмоций: от беззаботности бурсака до ужаса перед лицом потусторонних сил.

Интересный факт: во время съёмок Куравлёв получил травму руки, когда в последний момент поймал Наталью Варлей, вылетевшую из кружащегося гроба с большой высоты. Актёр так сильно потянул руки, что выбыл из строя на целую неделю.

Наталья Варлей — зловещая панночка 👻

Роль панночки изначально предназначалась Александре Завьяловой, которая даже прошла пробы наряду с Ёлой Санько, Светланой Коркошко и Жанной Болотовой. Однако в процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялову сняли с роли, заменив Натальей Варлей.

По альтернативной версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли. Варлей пригласили после успеха «Кавказской пленницы», учитывая её спортивную подготовку и отсутствие суеверий — полёты стоя в гробу её не пугали.

🏰 Где снимали «Вий»: мистические локации Украины

Съёмки проходили в трёх православных храмах Украины, каждый из которых имел свою уникальную историю:

1. Церковь Пресвятой Богородицы (село Горохолин Лес) ⛪

Главная локация находилась в селе Горохолин Лес Ивано-Франковской области. Создателям пришлось объездить практически всю УССР, прежде чем найти подходящую церковь.

Трагическая судьба: церковь сгорела дотла 20 февраля 2006 года по официальной версии из-за нарушения правил эксплуатации электросети. Теперь на этом месте стоит новая Золотокупольная Успенская церковь из красного кирпича.

2. Церковь святого Георгия (посёлок Седнев) 🏛️

Деревянная казацкая церковь святого Георгия 1745 года постройки в посёлке Седнев Черниговской области примечательна тем, что построена без единого гвоздя. Местные жители рассказывают, что храм много раз пытались сжечь, но никому это не удалось.

3. Елецкий монастырь (Чернигов) 🕊️

Елецкий Успенский монастырь в Чернигове — один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Елецкие пещеры и кельи 1069 года считаются самыми ранними кирпичными жилыми строениями Левобережной Украины.

🎪 Как снимали «Вий»: технические новаторства и спецэффекты

Три гроба для панночки ⚰️

Для съёмок изготовили три специальных гроба, каждый со своим назначением:

  • Гроб №1 — основной, в котором лежала умершая панночка
  • Гроб №2 — маленький, летал с закрытой крышкой для общих планов
  • Гроб №3 — подвешенный на шести металлических струнах к потолку для полётов ведьмы

В третьем гробу Наталья Варлей летала стоя во весь рост. В основание был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристёгивали монтажным поясом. За спиной под балахоном крепилась надёжная опора.

Сцены с нечистью 👹

Для эпизодов с нечистью приглашали артистов цирка и спортсменов, включая Бориса Веселова. Роль самого Вия исполнил артист цирка, силовой акробат Сергей Степанов. Для контраста в массовку включили нескольких карликов.

Сцену с упырями, сползающими по вертикальной стене, снимали на специальном макете. Из досок сколотили «стену» и поставили её под углом к полу. Актёры медленно сползали по наклонной поверхности, а оператор нависал над ними сверху на кране, создавая эффект вертикальной стены.

Павильонные съёмки 🎬

Главная сцена с летающим гробом и вурдалаками снималась в павильоне «Мосфильма», где создали декорации, копирующие настоящие церкви. Это было необходимо для использования циркового реквизита и сложных механизмов.

Под куполом павильона крепился сложный механизм для полётов панночки в гробу. Все гробы были чёрного цвета, как описано у Гоголя.

🎨 Художественные решения и мистические детали

Маски и грим 💀

Маски нечисти создала Сарра Мокиль. Работа над пластическим гримом была масштабной, кропотливой и новаторской для советского кинематографа.

Цветовая гамма фильма 🎨

Фильм снят в чёрно-белом формате, что только усиливало мистическую атмосферу произведения. В картине пролилась лишь одна капля крови — кровавая слеза ведьмы-панночки.

Особенности интерьеров 🏛️

Внутреннее убранство церквей не подходило для фильма, поэтому их пришлось приводить в вид, соответствующий гоголевскому времени. Рабочие старались лишний раз не заходить в выстроенную на «Мосфильме» церковь — артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки.

📈 Успех и признание: от СССР до мирового проката

Кассовые сборы 💰

«Вий» стал одним из лидеров советского кинопроката 1968 года, собрав 32,6 миллиона зрителей. Символично, что фильм занял именно 13-е место в прокате — «нечистое» число.

Международное признание 🌍

Картина вышла на международный уровень, была продана в девять стран мира ещё до завершения съёмок. Фильм стал безусловным лидером советского кинопроката и первым советским хоррором, получившим мировое признание.

🔮 Мистические истории и легенды съёмочного процесса

Несчастные случаи на площадке ⚡

История съёмок обросла мифическими слухами, но некоторые события действительно происходили:

  • Наталья Варлей вылетела из кружащегося гроба с большой высоты
  • Леонид Куравлёв поймал её в последний момент, но получил травму рук
  • Деревянная церковь, где снимали, позднее сгорела дотла

Суеверия съёмочной группы 👻

Члены съёмочной группы отмечали странную атмосферу на площадке. Рабочие избегали лишний раз заходить в декорации церкви, построенной в павильоне «Мосфильма».

Наталья Варлей, напротив, оказалась совершенно несуеверной — в перерывах между дублями она спокойно читала конспекты и учебники прямо в гробу при установленной подсветке.

🎯 Культурное значение и влияние на кинематограф

Первопроходец жанра 🏆

«Вий» навсегда вошёл в историю как первый и единственный полноценный советский фильм ужасов. До этого в СССР подобные картины не снимались из-за идеологических ограничений.

Классика советского кино 🎭

Фильм стал классикой, легендой и гордостью советского кинематографа. Невероятно зрелищный по меркам прошлых лет хоррор до сих пор производит впечатление на современных зрителей.

Влияние на последующие поколения 📺

Знаменитые полёты панночки в гробу пугали целые поколения советских детей. Образы, созданные в фильме, стали культовыми и неоднократно цитировались в последующих произведениях.

🎬 Современные экранизации и продолжения

В 2018 году вышел новый фильм «Гоголь. Вий» в рамках серии о писателе, но классическая экранизация 1967 года остаётся непревзойдённой по атмосфере и художественному воздействию.

💡 Выводы и культурное наследие

«Вий» 1967 года — уникальное явление в советском кинематографе, первый и последний полноценный фильм ужасов той эпохи. Картина продемонстрировала, что советское кино способно создавать произведения мирового уровня в любом жанре, даже таком неожиданном для социалистической страны, как хоррор.

Фильм остаётся образцом качественной экранизации классической литературы, где уважение к первоисточнику сочетается с кинематографическими новаторствами. Работа Леонида Куравлёва и Натальи Варлей стала эталонной для последующих поколений актёров.

Технические решения и спецэффекты, использованные в картине, были революционными для своего времени и не потеряли впечатляющего воздействия спустя более полувека.

❓ Подробный FAQ о фильме «Вий»

В каком году был снят фильм «Вий» с Куравлёвым?

Фильм «Вий» с Леонидом Куравлёвым в главной роли был снят в 1967 году. Премьера состоялась 27 ноября 1967 года.

Кто снял фильм «Вий» с Куравлёвым?

Режиссёрами фильма стали Константин Ершов и Георгий Кропачёв, студенты Высших режиссёрских курсов. К работе также привлекался Александр Птушко для создания спецэффектов.

Где снимали фильм «Вий» с Куравлёвым?

Съёмки проходили в трёх церквях Украины: в селе Горохолин Лес (Ивано-Франковская область), посёлке Седнев (Черниговская область) и Елецком монастыре в Чернигове. Также использовались павильоны «Мосфильма».

Какую роль играл Куравлёв в фильме «Вий»?

Леонид Куравлёв исполнил главную роль студента-философа Хомы Брута, который должен три ночи читать заупокойную над умершей панночкой.

Кто играл ведьму в фильме «Вий»?

Роль панночки-ведьмы исполнила Наталья Варлей. Изначально роль предназначалась Александре Завьяловой, но её заменили в процессе съёмок.

Является ли «Вий» первым советским фильмом ужасов?

Да, «Вий» стал первым и единственным полноценным фильмом ужасов в СССР. До этого подобные картины в Советском Союзе не снимались.

Фильм «Вий» 1967 года чёрно-белый или цветной?

Фильм снят в чёрно-белом формате, что усиливало мистическую атмосферу произведения.

Сколько зрителей посмотрело фильм «Вий» в СССР?

В советском прокате фильм посмотрели 32,6 миллиона зрителей, заняв 13-е место в кинопрокате 1968 года.

Как снимали полёты панночки в гробу?

Для съёмок изготовили три специальных гроба. Наталья Варлей летала в гробу, который был подвешен на шести металлических струнах к потолку павильона с установленным сложным механизмом.

Что случилось с церковью, где снимали «Вий»?

Главная церковь Пресвятой Богородицы в селе Горохолин Лес сгорела дотла 20 февраля 2006 года из-за нарушения правил эксплуатации электросети.

Кто исполнил роль Вия в фильме?

Роль Вия исполнил артист цирка, силовой акробат Сергей Степанов. Костюм и дизайн персонажа создал Александр Птушко.

Был ли фильм «Вий» основан на реальных событиях?

Нет, фильм основан на мистической повести Николая Гоголя «Вий», которая является художественным произведением, а не документальным материалом.

Сколько церквей использовали при съёмках фильма?

При съёмках использовали три православных храма на Украине, а также декорации церкви, построенные в павильоне киностудии «Мосфильм».

Где происходят события фильма «Вий»?

События происходят в окрестностях Киева, в хуторе богатого сотника, расположенном в 50 верстах от города, согласно сюжету повести Гоголя.

Были ли травмы во время съёмок фильма?

Да, Леонид Куравлёв получил травму рук, когда ловил Наталью Варлей, вылетевшую из кружащегося гроба. Он выбыл из съёмок на неделю.

Как снимали сцену с упырями на стене?

Сцену снимали на специальном макете — «стену» из досок поставили под углом к полу, актёры сползали по наклонной поверхности, а оператор снимал сверху на кране.

Почему заменили Александру Завьялову на Наталью Варлей?

По одной версии, замену потребовал Иван Пырьев в процессе съёмок. По другой — будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли.

В скольких странах показывали фильм «Вий»?

Фильм купили девять стран мира ещё до завершения съёмок, что свидетельствовало о международном интересе к картине.

Кто создавал маски нечисти для фильма?

Маски нечисти создала художник по гриму Сарра Мокиль. В съёмках эпизодов с нечистью участвовали артисты цирка и спортсмены.

Есть ли в фильме сцены с кровью?

В фильме присутствует только одна капля крови — кровавая слеза ведьмы-панночки, которой она пугает философа Хому Брута.

Просмотров: 152 👁️ | Реакций: 4 ❤️

Оставить комментарий