К-19: Трагическая история первой советской атомной подводной лодки-ракетоносца ⚓

Атомная подводная лодка К-19 вошла в историю как один из самых трагических и в то же время героических кораблей советского флота. Эта субмарина проекта 658 стала первым советским атомным ракетоносцем, способным нести ядерные баллистические ракеты, но печальную славу ей принесли многочисленные аварии и человеческие жертвы.

За свою службу К-19 пережила все виды аварий, которые только могут произойти на корабле: столкновения, пожары, ядерные катастрофы, выход из строя реакторов и поступление забортной воды. Из-за череды катастрофических происшествий подводники дали ей мрачное прозвище «Хиросима».

  1. ⚡ Рождение атомного ракетоносца
  2. 🚢 Технические характеристики и конструкция
  3. ⚠️ Катастрофа 4 июля 1961 года
  4. 💀 Жертвы радиационной катастрофы
  5. 🔒 Засекречивание катастрофы
  6. 🔥 Пожар 1972 года - вторая катастрофа
  7. 🔧 Модернизация и продолжение службы
  8. 🎬 Культурное наследие
  9. 📊 Сравнение с зарубежными аналогами
  10. 🔍 Анализ конструктивных недостатков
  11. 🌊 Утилизация и современное состояние
  12. 🏅 Награды и признание
  13. 📚 Историческое значение
  14. 💡 Выводы и рекомендации
  15. ❓ Часто задаваемые вопросы (FAQ)

⚡ Рождение атомного ракетоносца

Предыстория создания

К-19 была построена как ответ Советского Союза на появление американской атомной подводной лодки «Джордж Вашингтон», которая в конце 1959 года вступила в строй с 16 ядерными ракетами мощностью по 100 килотонн каждая. Решение о создании советского атомного ракетоносца было принято в середине 1950-х годов в разгар холодной войны.

На создание К-19 были направлены все возможности оборонных предприятий и конструкторских бюро страны. Подводная лодка должна была стать решающим аргументом против развязывания третьей мировой ядерной войны и гарантией мирного сосуществования.

Конструкция и проектирование

Проект подводной лодки К-19 был разработан в ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). Технический проект создал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, а строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв.

Закладка АПЛ К-19 состоялась 17 октября 1958 года на заводе №402 в Северодвинске. Подводная лодка была построена в рекордно короткие сроки и стала ответом СССР на американскую угрозу.

Спуск на воду и ввод в строй

Спуск К-19 на воду произошел 11 октября 1959 года. При этом событии произошел знаменательный эпизод - бутылка шампанского не разбилась при спуске лодки на воду, что суеверными моряками было воспринято как дурной знак.

12 июля 1960 года на К-19 был поднят Военно-Морской флаг, а на следующий день начались ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственная комиссия подписала приемный акт о завершении государственных испытаний, и в этот день лодка официально вступила в строй.

🚢 Технические характеристики и конструкция

Основные параметры

К-19 представляла собой атомную подводную лодку проекта 658 с баллистическими ракетами, ставшую первым советским атомным ракетоносцем. По своим тактико-техническим характеристикам это был прекрасный подводный боевой корабль.

Основные технические характеристики К-19:

  • Длина наибольшая: 114,0 м
  • Ширина наибольшая: 9,2 м
  • Осадка средняя: 7,5 м
  • Водоизмещение нормальное: 4030 м³
  • Водоизмещение полное: 5300 м³
  • Рабочая глубина погружения: 240 м
  • Предельная глубина погружения: 300 м
  • Полная скорость подводного хода: 26 узлов
  • Надводная скорость: 18 узлов
  • Автономность: 50 суток
  • Экипаж: 104 человека

Энергетическая установка

К-19 имела главную энергетическую установку, включающую два водоводяных реактора, размещенных последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля в средней части корпуса. Эта конструкция обеспечивала субмарине необходимую мощность для длительного автономного плавания и высокую скорость под водой.

Вооружение

На вооружении К-19 состояли торпеды и три межконтинентальные баллистические ракеты с надводным стартом. Ракетный комплекс Д-2 включал три ракеты «Р-13» с дальностью действия до 650 километров. В отличие от американского «Джорджа Вашингтона», К-19 могла запускать ракеты только с надводного положения.

Торпедное вооружение включало:

  • 4 торпедных аппарата калибра 533 мм
  • 4 торпедных аппарата калибра 400 мм

⚠️ Катастрофа 4 июля 1961 года

Предпосылки аварии

4 июля 1961 года при возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от норвежского острова Ян-Майен произошла авария реактора К-19. Подводная лодка находилась в территориальных водах Норвегии, а субмарина с ядерными боеголовками на борту представляла серьезную опасность.

В 4:15 утра при ходе в подводном положении и работе обоих реакторов на мощности 35% вахтенный командир группы дистанционного управления реакторами обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в первом контуре охлаждения кормового реактора.

Развитие аварийной ситуации

Как выяснилось впоследствии, повреждение произошло еще на испытаниях, когда давление в контуре было сильно превышено, что было оставлено без должного внимания. Тем самым авария была запрограммирована заранее.

Была сброшена аварийная защита реактора, и в 4:22 подводная лодка всплыла в надводное положение. Через 30-40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека.

Героические усилия экипажа

В 7:00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по первому контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к его выходу из строя.

В 8:45 героическими усилиями аварийной партии был приварен трубопровод к воздушнику, и вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. В результате подачи через нештатную систему холодной воды в реактор произошло разрушение активной зоны и резко возросло гамма-излучение.

Эвакуация экипажа

После подхода на помощь дизельных лодок командиром Николаем Владимировичем Затеевым было принято решение об эвакуации экипажа. Через сутки после начала аварии, 5 июля в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270, а затем и на С-159.

К терпящей бедствие подлодке направились корабли с медиками и спасателями. К вечеру 4 июля с подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день подлодку оставили все члены экипажа. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

💀 Жертвы радиационной катастрофы

Непосредственные жертвы

В результате сильного облучения с 10 по 25 июля 1961 года скончались восемь человек. Восемь человек, получивших максимальные дозы радиации, скончались в течение недели. Двоих похоронили в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Красненьком кладбище, а шестерых - в Москве на Кузьминском кладбище.

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 1961 года:

ИмяЗвание и должностьДоза облученияДата смерти
Борис Александрович Корчиловлейтенант, командир группы дистанционного управления54 Зв = 5400 бэр10 июля 1961
Борис Рыжиковглавный старшина~7 Зв = 720 рентген25 июля 1961
Юрий Викторович Ордочкинстаршина 1-й статьи30 Зв = около 3000 бэр10 июля 1961
Евгений Фёдорович Кашенковстаршина 2-й статьи~8.5 Зв = 845 рентген10 июля 1961
Семён Васильевич Пеньковматрос~9 Зв = 890 рентген15 июля 1961
Николай Алексеевич Савкинматрос~9 Зв = 930 рентген12 июля 1961
Валерий Константинович Харитоновматрос~9 Зв = 935 рентген13 июля 1961
Юрий Николаевич Повстьевкапитан-лейтенант, командир дивизиона движения~6 Зв = 629 рентген20 июля 1961

Отдалённые последствия

Через девять лет, 1 августа 1970 года, от последствий облучения умер командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев. Остальные члены экипажа также получили дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, и проходили лечение от лучевой болезни в течение последующего года.

Медицинская помощь выжившим

Лечение включало пересадку костного мозга с последующим полным переливанием крови. Эта методика была предложена профессором З. Волынским и спасла получивших смертельные дозы облучения капитан-лейтенанта Михаила Красичкова, матроса Старкова, матроса Козырева, старшину 2-й статьи Ивана Кулакова и капитана 3-го ранга Владимира Енина.

У выживших членов экипажа у 4 была диагностирована лучевая болезнь тяжелой степени, у 4 - средней степени и у 122 - лёгкой степени тяжести. По итогам медосвидетельствования 4 члена экипажа были признаны негодными к военной службе, 3 - не годными к военной службе в мирное время, 37 - годными к службе на кораблях и 86 годными к строевой службе на берегу.

🔒 Засекречивание катастрофы

Официальное сокрытие

В целях секретности официальный диагноз был указан в личных документах больных не «лучевая болезнь», а «астено-вегетативный синдром». В номере выдаваемой больничной карты кодировалась полученная доза облучения. Этот диагноз относился к неврологическим заболеваниям, в связи с чем подводники впоследствии имели сложности при приёме на работу.

Инцидент и его последствия были сразу же засекречены и оставались совершенно секретными свыше тридцати лет вплоть до распада СССР в 1990-е годы. После этого в прессе стали появляться публикации об аварии, погибших и судьбе выживших.

Раскрытие правды

В 1994 году в «Лос-Анджелес таймс» вышел материал, содержавший откровения очевидца произошедшего. Согласно этим свидетельствам, смертельно облучённые подводники просили сослуживцев добить их, чтобы облегчить страдания.

🔥 Пожар 1972 года - вторая катастрофа

Новая трагедия

24 февраля 1972 года на К-19 произошла еще одна катастрофа. Поздним утром на советской атомной субмарине вспыхнул катастрофический пожар на глубине 120 метров.

В 9-м жилом отсеке ощутили острый запах гари. Аварийную тревогу объявили с запозданием. Удалось закрыть межотсечные переборки, но по вентиляционным шахтам огонь перекинулся из 9-го в 8-й отсек, дым проник по всей подлодке.

Причины возгорания

Как выяснилось позже, причиной возгорания стала течь машинного масла из лопнувшей трубы гидравлики. Трещина на трубе, скорее всего, появилась за несколько дней до пожара и постепенно расширилась. Масло попало на раскаленный прибор и воспламенилось.

От перегрева в девятом отсеке лопнула магистраль воздуха высокого давления, и в огненное пекло хлынул кислород. Потом через систему вентиляции левого борта пожар перекинулся в восьмой отсек, в концевом 10-м отсеке оказались отрезанными 12 человек.

Жертвы пожара

Подлодка всплывала на поверхность около получаса, за это время огонь и угарный газ унесли жизни 28 человек. К-19 всплыла в надводное положение, реактор пришлось заглушить, и лодка осталась без электроэнергии.

В результате аварии и спасательной операции на борту подводной лодки погибли 28 человек и еще два человека в штормовых условиях из других кораблей при проведении спасательных работ.

🔧 Модернизация и продолжение службы

Восстановление после первой аварии

К-19 была отбуксирована в базу после аварии 1961 года. Атомная подлодка была отправлена в ремонт и вновь вошла в строй в 1965 году, после того как была полностью дезактивирована и перестроена.

Её переоборудовали для запуска ракеты из-под воды. Она продолжала составлять часть стратегических подводных сил СССР. Катастрофа на К-19 привела к срочному пересмотру конструкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанавливать дополнительные системы охлаждения реакторов.

Боевая служба

Всего с момента постройки К-19 прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

7 июня 1961 года подводная лодка К-19 вошла в состав Северного флота и была зачислена в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок. В июне 1961 года АПЛ была включена в состав Северного флота.

🎬 Культурное наследие

Фильм «К-19: Оставляющая вдов»

История аварии в 1961 году на советском атомном подводном ракетоносце легла в основу американского художественного фильма «К-19: Оставляющая вдов». Этот фильм рассказал миру о трагедии советских подводников и их героизме.

Память о героях

Несмотря на все катастрофы, подводники до сих пор гордятся этой субмариной - символом жертв, принесенных на алтарь холодной войны. Те, кто пережил катастрофу на К-19, обязаны жизнью горстке моряков, самоотверженно выполнивших свой долг и пожертвовавших собственной жизнью.

Памятники и музеи

В настоящее время существует памятник подводной лодке К-19 в Московской области, в городском округе Мытищи, деревне Никульское. Этот памятник технике напоминает о подвиге советских подводников и трагической истории корабля.

📊 Сравнение с зарубежными аналогами

Противостояние с «Джорджем Вашингтоном»

К-19 создавалась как ответ на американскую субмарину «Джордж Вашингтон», которая была оснащена 16 ядерными ракетами мощностью по 100 килотонн каждая. В отличие от американского корабля, К-19 была оснащена всего тремя ракетами с радиусом действия до 650 километров и могла запускать их только с надводного положения.

«Джордж Вашингтон» имел радиус действия ракет до 2000 километров и мог запускать их из-под воды. Несмотря на то что обе подлодки вступили в строй примерно в одно и то же время, они являлись судами разных поколений.

Технологические различия

Советские субмарины не очень-то и прятались в водах Северного Ледовитого океана, в отличие от американских, которые действовали более скрытно. Это создавало дополнительные риски для советских экипажей и делало их более уязвимыми.

🔍 Анализ конструктивных недостатков

Проблемы проектирования

Еще в ходе испытаний подлодки были опасения, что крайне сжатые сроки её создания могут в будущем привести к большим проблемам. Эти опасения, к сожалению, оказались пророческими.

Необходимы были буквально считанные минуты, чтобы изготовить ракетную установку лодки к нанесению сокрушительного ядерного удара. Однако спешка в создании привела к серьезным конструктивным недочетам.

Недостатки системы безопасности

За время службы К-19 перенесла все виды аварий, которые только могут быть на корабле: столкновение под и над водой, пожар, ядерную аварию главной энергетической установки, вывод из строя реактора, переопрессовку первого контура, поступление забортной воды в прочный корпус.

Это свидетельствует о системных проблемах в конструкции и недостаточной проработке вопросов безопасности при проектировании первого советского атомного ракетоносца.

🌊 Утилизация и современное состояние

Окончание службы

После многих лет службы К-19 была выведена из состава флота. Некоторое время она ржавела в гавани Кольского полуострова, дожидаясь утилизации. Это был печальный конец для корабля, который должен был стать гордостью советского флота.

Экологические проблемы

Утилизация атомных подводных лодок представляет серьезную экологическую проблему. Радиоактивные материалы и конструкции требуют специальной обработки и долговременного хранения, что создает дополнительные вызовы для окружающей среды.

🏅 Награды и признание

Государственные награды

Правительственной комиссией действия экипажа по ликвидации аварии были признаны правильными, многие (в том числе посмертно) получили ордена и медали. Это признание героизма подводников, которые ценой собственной жизни предотвратили еще более серьезную катастрофу.

Судьба командира

Несмотря на все опасения за свою судьбу, капитан 1 ранга Николай Владимирович Затеев не был подвергнут наказанию в качестве единственного виновного. Он продолжил службу на подводном флоте и умер через 27 лет после происшествия в 1998 году.

📚 Историческое значение

Символ холодной войны

К-19 стала символом противостояния двух сверхдержав в период холодной войны. Этот корабль должен был стать «ракетным щитом» и «ядерным мечом» Советского Союза. Однако вместо этого он стал памятником человеческой жертвенности и технологическим амбициям.

Уроки для будущих поколений

Трагическая история К-19 преподала важные уроки о необходимости тщательного проектирования сложных технических систем и недопустимости спешки в вопросах безопасности. Эти уроки остаются актуальными и сегодня.

💡 Выводы и рекомендации

История атомной подводной лодки К-19 представляет собой сложную картину технологических достижений и человеческих трагедий. Этот корабль стал первым советским атомным ракетоносцем, но печальную известность получил из-за серии катастрофических аварий.

Основные выводы:

  • Спешка в создании сложных технических систем недопустима
  • Безопасность экипажа должна быть приоритетом при проектировании
  • Героизм советских подводников заслуживает вечной памяти
  • Необходимы резервные системы безопасности на атомных кораблях

Рекомендации:

  • Изучение истории К-19 должно стать обязательным для всех, кто работает с атомными технологиями
  • Необходимо сохранять память о погибших подводниках
  • Важно развивать международное сотрудничество в области ядерной безопасности
  • Следует продолжать исследования для повышения безопасности атомных кораблей

❓ Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое К-19?

К-19 - атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ракетами, первый советский атомный ракетоносец, получивший прозвище «Хиросима» из-за многочисленных аварий.

Когда была построена К-19?

Закладка состоялась 17 октября 1958 года, спуск на воду - 11 октября 1959 года, вступление в строй - 12 ноября 1960 года.

Какие были технические характеристики К-19?

Длина 114 м, ширина 9,2 м, водоизмещение 5300 м³, скорость под водой 26 узлов, экипаж 104 человека, автономность 50 суток.

Что произошло 4 июля 1961 года?

На К-19 произошла авария ядерного реактора, в результате которой погибли 8 человек от лучевой болезни, а многие получили серьезные дозы облучения.

Почему К-19 называли «Хиросимой»?

Из-за большого числа аварий, особенно ядерной катастрофы 1961 года, подводники дали ей это мрачное прозвище.

Сколько человек погибло на К-19?

В аварии 1961 года погибли 8 человек, в пожаре 1972 года - 28 человек, плюс еще 2 человека при спасательных работах.

Кто был командиром К-19?

Первым командиром был назначен Николай Владимирович Затеев, который руководил кораблем во время аварии 1961 года.

Какое вооружение было на К-19?

Три межконтинентальные баллистические ракеты Р-13 с надводным стартом, 4 торпедных аппарата 533 мм и 4 торпедных аппарата 400 мм.

Что случилось с К-19 после аварий?

После аварии 1961 года лодка была полностью дезактивирована и перестроена, вновь вступила в строй в 1965 году.

Существует ли фильм о К-19?

Да, история аварии легла в основу американского фильма «К-19: Оставляющая вдов».

Где сейчас находится К-19?

Подлодка была утилизирована, но существует памятник К-19 в Московской области, в деревне Никульское.

Какие уроки дала авария на К-19?

Необходимость тщательного проектирования систем безопасности, недопустимость спешки в создании сложных технических систем, важность резервных систем охлаждения реакторов.

Сколько боевых походов совершила К-19?

За время службы выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа.

Какие еще аварии происходили на К-19?

Помимо ядерной аварии 1961 года и пожара 1972 года, К-19 пережила столкновения под и над водой, выход из строя реактора, поступление забортной воды.

Как лечили пострадавших от радиации?

Применялась пересадка костного мозга с последующим полным переливанием крови, методика была предложена профессором З. Волынским.

Почему авария была засекречена?

В целях государственной безопасности, официальный диагноз указывался как «астено-вегетативный синдром», информация была рассекречена только в 1990-е годы.

Что представлял собой проект 658?

Первый советский проект атомной подводной лодки с баллистическими ракетами, разработанный в ЦКБ-18 (ныне ЦКБМТ «Рубин»).

Сколько ракет могла нести К-19?

Три баллистические ракеты Р-13 с дальностью до 650 км, которые запускались только с надводного положения.

Какой была автономность К-19?

Подводная лодка могла находиться в автономном плавании до 50 суток, что обеспечивало ей стратегическую мобильность.

Где строилась К-19?

На заводе №402 в Северодвинске (Архангельская область), который ныне называется Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».

Просмотров: 625 👁️ | Реакций: 8 ❤️

Оставить комментарий