Имя Михаил Петрович Девятаев навсегда вошло в историю как символ несгибаемой воли, мужества и любви к Родине 🇷🇺. Этот выдающийся летчик-истребитель совершил один из самых дерзких побегов в истории человечества, угнав немецкий бомбардировщик прямо из секретного концлагеря и доставив советскому командованию бесценные разведданные. Девятаев биография и подвиг которого потрясают своей невероятностью, стал настоящей легендой Великой Отечественной войны.
8 февраля 1945 года десять советских военнопленных под руководством Михаила Девятаева совершили невозможное - захватили немецкий самолет «Хейнкель He-111» и улетели на свободу с острова Узедом, где располагался секретный ракетный полигон Пенемюнде. Этот подвиг Девятаева не только спас жизни десяти человек, но и нанес серьезный удар по военным планам нацистской Германии, предоставив советским конструкторам ценнейшую информацию о немецкой ракетной программе.
- Детство и юность: путь к небу 🌟
- Становление военного летчика 🎖️
- Боевой путь героя: небо в огне 🔥
- В немецком плену: испытание характера 💪
- Великий побег: 8 февраля 1945 года 🚁
- Стратегическое значение побега 🎯
- Послевоенные годы: новая жизнь 🚢
- Запоздалое признание 🏅
- Память о герое 🕊️
- Личные качества героя 💎
- Историческое значение подвига 📚
- Уроки мужества для современности 🌅
- Выводы и рекомендации 🎯
- Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓
Детство и юность: путь к небу 🌟
Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в селе Торбеево Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия) в многодетной крестьянской семье. Будущий герой стал тринадцатым ребенком в семье, что говорит о непростых условиях жизни той эпохи. По национальности Михаил Девятаев был мокшанином - представителем одного из мордовских народов.
Детство будущего летчика прошло в типичной для того времени сельской обстановке. В 1933 году Девятаев окончил семь классов школы в селе Торбеево. Уже в школьные годы произошел случай, который во многом предопределил судьбу мальчика - в его поселке приземлился самолет, и юный Михаил даже разговаривал с пилотом. С тех пор единственной мечтой подростка стали полеты в небе.
В августе 1934 года семнадцатилетний Михаил принял судьбоносное решение - тайно от родителей уехал в Казань, опасаясь уголовного преследования за хищение колхозной собственности. По его собственным словам, на него был составлен протокол за сбор колосков на поле. Этот поступок показал решительность характера будущего героя и его готовность идти на риск ради достижения цели.
В Казани Девятаев первоначально планировал поступить в авиационный техникум, но из-за проблем с документами был зачислен в Казанский речной техникум. Однако мечта о небе не покидала юношу - параллельно с учебой он посещал местный аэроклуб, где постигал азы летного дела. В 1938 году Михаил успешно окончил речной техникум и аэроклуб, после чего работал помощником капитана баркаса на Волге.
Становление военного летчика 🎖️
Упорство и целеустремленность Михаила Девятаева в конце концов принесли свои плоды. После окончания речного техникума он поступил в армию, где наконец получил возможность профессионально заниматься авиацией. Девятаев окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова (по некоторым данным - Оренбургское авиационное училище), дальнейшую жизнь связав со службой в рядах Красной Армии.
Первый полет с инструктором навсегда запомнился молодому курсанту - осуществилась его заветная мечта детства. Михаил Девятаев летчик по призванию, отличался природными способностями к пилотированию и быстро освоил сложную профессию военного авиатора. К началу Великой Отечественной войны он уже был опытным летчиком-истребителем, готовым защищать Родину в небе.
Военная подготовка того времени была очень интенсивной, учитывая напряженную международную обстановку. Молодые летчики изучали тактику воздушного боя, осваивали различные типы самолетов, тренировались в сложных метеоусловиях. Девятаев показал себя как дисциплинированный и способный курсант, что позволило ему после выпуска получить назначение в истребительную авиацию - элиту военно-воздушных сил.
Боевой путь героя: небо в огне 🔥
С самого начала Великой Отечественной войны Михаил Девятаев находился в действующей армии. Уже 24 июня 1941 года, на третий день войны, он одержал свою первую воздушную победу, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 под Минском. Этот успех стал началом славного боевого пути летчика-аса.
Девятаев служил в составе 163-го, а затем 104-го гвардейского истребительного авиационного полка, командуя звеном. Его позывной был «мордвин», что отражало национальную принадлежность героя. Интересно, что полк, в котором служил Девятаев, называли музыкальным, и именно эта часть послужила прототипом для знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики».
Первоначально Михаил летал на истребителе И-16, затем пересел на более современный Як-1. Боевая карьера летчика развивалась стремительно - уже к середине сентября 1941 года он совершил 180 боевых вылетов и в 35 воздушных боях сбил девять самолетов противника. По другим данным, общее количество боевых вылетов Девятаева составило 156, а официально подтвержденных побед - 6 лично и 1 в группе.
16 сентября 1941 года в воздушном бою Михаил Девятаев получил тяжелое ранение. После длительного лечения в госпитале его по состоянию здоровья перевели сначала в тихоходную, затем в санитарную авиацию. На биплане У-2 отважный пилот осуществлял эвакуацию раненых с поля боя, транспортировал медикаменты и боеприпасы. Эта работа была не менее опасной, чем воздушные бои, так как санитарные самолеты часто становились мишенью для вражеских истребителей.
В 1944 году судьба предоставила Девятаеву новый шанс вернуться в истребительную авиацию. По личному распоряжению командира 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, дважды Героя Советского Союза подполковника Александра Покрышкина, Михаил вновь стал командиром звена истребительного авиаполка. Покрышкин лично знал Девятаева и высоко ценил его боевые качества.
На новом месте службы Девятаев летал на американском истребителе P-39 «Аэрокобра». 13 июля 1944 года в воздушном бою в районе Львова он сбил десятый самолет противника, но в тот же день трагическая судьба настигла и его самого. Самолет Девятаева был подбит, раненый летчик покинул горящую машину с парашютом, но приземлился на территории, занятой врагом.
В немецком плену: испытание характера 💪
Попадание в плен стало новым тяжелейшим испытанием для Михаила Девятаева. Сначала его отправили в лагерь в Лодзи, откуда 13 августа 1944 года он попытался совершить побег, но был пойман и отправлен в лагерь смерти Заксенхаузен. В этом страшном месте Девятаеву грозила неминуемая смерть, но судьба распорядилась иначе.
В Заксенхаузене произошло событие, которое спасло жизнь летчику. Парикмахер-подпольщик, сочувствующий коммунистам, заменил жетон смертника Девятаева на жетон умершего в лагере украинского учителя Григория Степановича Никитенко. Под чужим именем Михаил некоторое время состоял в лагерной команде «топтунов» - заключенных, которые испытывали обувь на прочность по заказу немецких производителей.
В октябре 1944 года под именем Никитенко Девятаев в составе группы заключенных был направлен на остров Узедом в Балтийском море. Здесь располагался секретный ракетный полигон Пенемюнде, где немцы испытывали и производили ракеты «Фау-1» и «Фау-2» - грозное оружие возмездия, которым Гитлер планировал переломить ход войны в свою пользу.
Условия содержания на острове были чрезвычайно тяжелыми. Заключенные использовались на самых опасных работах, связанных с производством и испытанием ракет. Смертность среди узников была очень высокой. Однако именно здесь у Девятаева созрел дерзкий план побега, который войдет в историю как один из самых смелых и успешных в годы войны.
Великий побег: 8 февраля 1945 года 🚁
По собственным признаниям Девятаева, идея побега на вражеском самолете возникла у него практически сразу после попадания в плен. Возможно, толчком послужил рассказ сокамерника Сергея Вандышева о неудачной попытке другого пленного советского летчика захватить немецкий самолет. Но на острове Узедом у Михаила появилась реальная возможность осуществить свой замысел.
Девятаев тщательно изучал режим охраны аэродрома, расписание полетов, типы самолетов. Он установил контакт с другими военнопленными, готовыми рискнуть жизнью ради свободы. В группу заговорщиков вошли десять человек: кроме самого Девятаева, это были Иван Кривоногов, Владимир Соколов, Федор Федотов, Николай Кузнецов, Иван Балабанов, Сергей Вандышев, Михаил Зайцев, Иван Здоровцев и Петр Кутергин.
Утром 8 февраля 1945 года представилась долгожданная возможность. Группа заключенных работала на аэродроме по уборке снега, когда Девятаев заметил, что один из немецких бомбардировщиков «Хейнкель He-111» стоит с работающими двигателями. Пилот и техник отошли от самолета, оставив его без присмотра.
Девятаев подал условный сигнал товарищам, и группа стремительно ворвалась в самолет. Михаил занял место пилота, несмотря на то, что никогда ранее не управлял двухмоторным бомбардировщиком. Его опыт летчика-истребителя и природный талант пилота позволили быстро разобраться с управлением незнакомой машины.
Взлет прошел успешно, но впереди беглецов ждали новые испытания. Немецкие истребители поднялись в воздух для перехвата, а советские зенитки открыли огонь по самолету с немецкими опознавательными знаками. Девятаев проявил мастерство высочайшего класса, сумев уклониться от преследования и довести поврежденный самолет до расположения советских войск.
Самолет совершил вынужденную посадку на поле в расположении польской артиллерийской части. Все десять беглецов остались живы, хотя некоторые получили ранения. Девятаев спас не только себя и товарищей, но и доставил советскому командованию бесценную разведывательную информацию о секретном немецком ракетном центре.
Стратегическое значение побега 🎯
Подвиг Девятаева имел огромное стратегическое значение для советской военной разведки и науки. Информация, которую он предоставил о местоположении секретных объектов на острове Узедом, точные координаты стартовых установок ракет «Фау», данные об устройстве ракетного центра Пенемюнде - все это было проверено и подтверждено.
Переданные Девятаевым сведения легли в основу планирования воздушной атаки на остров Узедом, которая была успешно проведена советской авиацией. Удар по секретному полигону существенно затормозил немецкую ракетную программу в самый критический момент войны.
Особенно важным было то, что на угнанном самолете находилось новейшее научное оборудование, которое передали советским специалистам. Это помогло отечественным конструкторам и исследователям, занимавшимся ракетостроением и космической отраслью. Полученные данные в дальнейшем были использованы при создании первой советской баллистической ракеты.
Легендарный конструктор Сергей Павлович Королев лично встречался с Девятаевым, чтобы получить подробную информацию об устройстве немецкого ракетного центра. Королев высоко оценил вклад летчика в развитие советского ракетостроения и сыграл ключевую роль в том, чтобы подвиг Девятаева получил заслуженное признание.
Послевоенные годы: новая жизнь 🚢
Как и других военнопленных, вернувшихся на территорию СССР, Михаила Девятаева поместили в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. После завершения проверки он был отправлен на службу в РККА, но вскоре, в ноябре 1945 года, был уволен в запас и вернулся в Казань.
В мирной жизни Девятаев вспомнил о своем речном прошлом и вернулся к работе на водном транспорте. Он работал капитаном речного флота, возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях - знаменитых «Ракеты» и «Метеора». Символично, что бывший покоритель неба стал капитаном крылатых судов на воде.
Михаил Петрович стал первым капитаном экспериментального судна «Ракета-1» на подводных крыльях. Его опыт пилота и природные способности к управлению техникой пригодились и в этой новой профессии. Девятаев участвовал в испытаниях революционных для того времени судов, открывая новую эру в речном судоходстве.
С выходом на пенсию Михаил Петрович стал активнейшим организатором ветеранского движения. Он оказывал помощь особо нуждающимся ветеранам благодаря специальному фонду, созданному им. Девятаев регулярно встречался с молодежью, рассказывая о войне и воспитывая патриотизм у подрастающего поколения.
Запоздалое признание 🏅
Долгое время подвиг Девятаева оставался без должного признания. Только 15 августа 1957 года, через 12 лет после окончания войны, старшему лейтенанту Михаилу Петровичу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Все участники легендарного перелета были награждены орденами и медалями, включая погибших - посмертно.
Запоздалое признание произошло благодаря инициативе Сергея Павловича Королева. Великий конструктор ракетно-космической техники разыскал Девятаева и пригласил его на остров Узедом, где тот показал места расположения ракетных установок и производственных объектов. Королев лично ходатайствовал о присвоении Девятаеву звания Героя, подчеркивая огромное значение его подвига для развития советского ракетостроения.
Михаил Петрович был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, многими медалями. Он стал почетным гражданином Республики Мордовия, а также городов Казани, Вольгаста и Циновица в Германии.
Память о герое 🕊️
24 ноября 2002 года в Казани перестало биться сердце отважного летчика Михаила Петровича Девятаева. Он покоится на Арском кладбище города Казани на аллее Героев. Память о великом летчике увековечена во многих формах.
Еще при жизни Девятаева, 8 мая 1975 года, в его родном селе Торбеево был открыт Дом-музей его имени. Герою установлены памятники и памятные таблички во многих городах России. Его именем названы улицы, школы, самолеты.
В 2002 году, незадолго до смерти, Михаил Петрович снова посетил памятный аэродром на острове Узедом, с которого когда-то совершил свой знаменитый побег. 8 февраля 2020 года в Пенемюнде состоялась торжественная церемония в честь 75-летия подвига Девятаева.
Девятаев написал две автобиографические книги о своих военных переживаниях: «Побег из ада» и «Полет к солнцу». В этих произведениях он подробно описал наиболее яркие события пребывания в немецком лагере смерти и рассказал историю своего легендарного побега.
Личные качества героя 💎
Михаил Петрович Девятаев биография которого изобилует примерами мужества и стойкости, обладал уникальным набором личных качеств, позволивших ему выжить в нечеловеческих условиях и совершить невероятный подвиг. Современники отмечали его решительность, способность принимать быстрые решения в критических ситуациях, природный талант лидера.
Упорство в достижении цели проявилось у Девятаева еще в юности, когда он любой ценой стремился стать летчиком. Эта же черта помогла ему не сломиться в плену и довести до конца дерзкий план побега. Товарищи по несчастью отмечали его способность поддерживать боевой дух окружающих даже в самых безнадежных ситуациях.
Профессионализм летчика позволил Девятаеву освоить управление незнакомым типом самолета буквально за несколько минут и успешно довести его до цели под огнем противника. Это требовало не только технических навыков, но и исключительного самообладания и мужества.
После войны Девятаев проявил себя как активный общественный деятель, всю оставшуюся жизнь посвятивший служению людям. Он никогда не кичился своими заслугами, оставаясь простым и доступным человеком, готовым поделиться опытом с молодым поколением.
Историческое значение подвига 📚
Подвиг Девятаева занимает особое место в истории Великой Отечественной войны и мировой истории в целом. Это был единственный случай успешного угона немецкого самолета группой военнопленных с секретного объекта противника. Дерзость и масштаб операции, а также ее стратегические последствия делают этот побег уникальным.
Важно подчеркнуть, что побег был совершен не просто ради спасения собственной жизни, а с четким пониманием его военного значения. Девятаев рисковал не только собой, но и жизнями девяти товарищей ради того, чтобы передать советскому командованию важнейшие разведданные о немецкой ракетной программе.
Этот подвиг стал ярким примером того, как личное мужество и самопожертвование могут повлиять на ход крупных исторических событий. Информация, добытая Девятаевым, помогла сорвать планы нацистов по массовому применению ракетного оружия и ускорила окончание войны.
Международное признание подвига подтверждается тем фактом, что Девятаев стал почетным гражданином не только российских городов, но и немецких - Вольгаста и Циновица. Это говорит о том, что даже бывшие противники признают величие совершенного им поступка.
Уроки мужества для современности 🌅
История Михаила Девятаева содержит множество уроков, актуальных и для современного поколения. Его жизнь демонстрирует, что настойчивость в достижении мечты, готовность к самопожертвованию ради высоких идеалов, верность долгу и товариществу - эти качества остаются непреходящими ценностями.
Подвиг летчика показывает, что даже в самых безнадежных обстоятельствах нельзя опускать руки. Девятаев не раз оказывался на грани смерти, но каждый раз находил в себе силы бороться дальше. Эта стойкость духа может служить примером для всех, кто сталкивается с жизненными трудностями.
Особенно важен пример Девятаева для воспитания патриотизма у молодежи. Его готовность рисковать жизнью ради Родины, понимание своего долга перед обществом, способность ставить общие интересы выше личных - все это остается актуальным и сегодня.
Профессионализм Девятаева как летчика, его стремление к постоянному совершенствованию своих навыков могут служить примером для представителей любых профессий. Только глубокие знания и постоянная практика позволили ему успешно справиться с управлением незнакомым самолетом в критической ситуации.
Выводы и рекомендации 🎯
Михаил Петрович Девятаев остается одной из самых ярких и вдохновляющих фигур в истории Великой Отечественной войны. Его биография и подвиг представляют собой уникальное сочетание личного мужества, профессионального мастерства и беззаветной преданности Родине.
Изучение жизни и деятельности этого выдающегося человека имеет огромное воспитательное значение. Его пример должен изучаться в школах и вузах, о нем должны знать все поколения россиян. Девятаев летчик, чья судьба стала символом несгибаемой воли к победе, заслуживает того, чтобы его имя никогда не было забыто.
Рекомендуется активнее использовать историю Девятаева в патриотическом воспитании молодежи, создавать документальные фильмы и художественные произведения о его подвиге. Важно также поддерживать музеи и памятные места, связанные с именем героя.
Международное значение подвига Девятаева требует его популяризации и за пределами России. Эта история может способствовать лучшему пониманию между народами и сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓
Когда и где родился Михаил Девятаев?
Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в селе Торбеево Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия) в многодетной крестьянской семье, где был тринадцатым ребенком.
Какой национальности был Девятаев?
По национальности Михаил Девятаев был мокшанином - представителем одного из мордовских народов. Его позывной в авиаполку был «мордвин».
Сколько вражеских самолетов сбил Девятаев?
Официально на счету Михаила Девятаева числится 9 сбитых вражеских самолетов. Первую победу он одержал 24 июня 1941 года, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 под Минском.
Когда Девятаев попал в плен?
Михаил Девятаев был сбит и попал в немецкий плен 13 июля 1944 года в воздушном бою в районе Львова. В тот же день он сбил свой десятый самолет противника.
Где содержался Девятаев в плену?
Девятаев прошел через четыре концлагеря: сначала в Лодзи, затем в Новом Кёнигсберге, после неудачной попытки побега - в лагере смерти Заксенхаузен, и наконец на острове Узедом в лагере при секретном ракетном полигоне Пенемюнде.
Как Девятаеву удалось избежать смерти в Заксенхаузене?
В лагере смерти Заксенхаузен парикмахер-подпольщик, сочувствующий коммунистам, заменил жетон смертника Девятаева на жетон умершего в лагере украинского учителя Григория Степановича Никитенко. Под чужим именем Михаил был отправлен на остров Узедом.
Когда произошел знаменитый побег Девятаева?
Легендарный побег группы из десяти советских военнопленных под руководством Михаила Девятаева состоялся 8 февраля 1945 года с острова Узедом.
На каком самолете совершили побег?
Группа Девятаева захватила немецкий двухмоторный бомбардировщик «Хейнкель He-111». Девятаев никогда ранее не управлял подобным типом самолета, но его опыт летчика-истребителя позволил успешно освоить незнакомую машину.
Сколько человек участвовало в побеге?
В побеге участвовали десять советских военнопленных: Михаил Девятаев, Иван Кривоногов, Владимир Соколов, Федор Федотов, Николай Кузнецов, Иван Балабанов, Сергей Вандышев, Михаил Зайцев, Иван Здоровцев и Петр Кутергин.
Какое стратегическое значение имел побег?
Побег имел огромное стратегическое значение: Девятаев передал советскому командованию точную информацию о секретном немецком ракетном центре Пенемюнде, координаты стартовых установок ракет «Фау», что позволило провести успешную воздушную атаку на объект.
Когда Девятаев получил звание Героя Советского Союза?
Звание Героя Советского Союза Михаилу Петровичу Девятаеву было присвоено только 15 августа 1957 года, через 12 лет после подвига, благодаря инициативе конструктора Сергея Павловича Королева.
Кто помог Девятаеву получить заслуженное признание?
Ключевую роль в признании подвига Девятаева сыграл легендарный конструктор ракетно-космической техники Сергей Павлович Королев, который лично встречался с летчиком и ходатайствовал о присвоении ему звания Героя.
Чем занимался Девятаев после войны?
После войны Михаил Девятаев работал на речном транспорте в Казани, стал первым капитаном экспериментального судна «Ракета-1» на подводных крыльях, затем управлял теплоходом «Метеор».
Какие книги написал Девятаев?
Михаил Девятаев написал две автобиографические книги о своих военных переживаниях: «Побег из ада» и «Полет к солнцу», где подробно описал события пребывания в немецком плену и историю легендарного побега.
Где и когда умер Михаил Девятаев?
Михаил Петрович Девятаев скончался 24 ноября 2002 года в Казани в возрасте 85 лет. Он похоронен на Арском кладбище города Казани на аллее Героев.
Какие награды получил Девятаев?
Михаил Девятаев был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, многими медалями. Он стал почетным гражданином Республики Мордовии и городов Казани, Вольгаста и Циновица.
Есть ли музей Девятаева?
Да, еще при жизни героя, 8 мая 1975 года, в его родном селе Торбеево был открыт Дом-музей имени Михаила Петровича Девятаева.
Какие памятники установлены Девятаеву?
Михаилу Девятаеву установлены памятники и памятные таблички во многих городах России. Его именем названы улицы, школы, самолеты. Память о герое увековечена в различных формах по всей стране.
В каких фильмах рассказана история Девятаева?
История подвига Михаила Девятаева легла в основу нескольких документальных фильмов и художественных произведений. Наиболее известен художественный фильм «Девятаев» режиссера Тимура Бекмамбетова, вышедший в 2021 году.
Как увековечена память о подвиге в Германии?
8 февраля 2020 года в Пенемюнде (Германия) состоялась торжественная церемония в честь 75-летия подвига Михаила Девятаева. Девятаев стал почетным гражданином немецких городов Вольгаста и Циновица, что подтверждает международное признание его подвига.
Оставить комментарий