«Восьмёрка» навсегда изменила представление советских автомобилистов о том, какой должна быть машина. ВАЗ 2108 стал первым массовым переднеприводным автомобилем в СССР, открыв новую эру в отечественном автомобилестроении. Этот трёхдверный хетчбэк, прозванный в народе «зубилом» за характерную угловатую форму, выпускался с 1984 по 2003 год и оставил неизгладимый след в истории российского автопрома.
Появление Лады 2108 в 1984 году стало настоящим событием для страны. Впервые за всю историю АвтоВАЗа была создана полностью оригинальная конструкция, не основанная на итальянских разработках Fiat. Машина восьмёрка представляла собой качественный скачок в развитии советского автомобилестроения и долгие годы оставалась одной из самых престижных моделей в линейке завода.
- История создания переднеприводной революции 📚
- Конструктивные особенности и технические характеристики 🔧
- Модификации и комплектации семейства 🎯
- Отзывы владельцев и реальная эксплуатация 💬
- Техническое обслуживание и ремонт 🔧
- Тюнинг и модификации 🏁
- Место в истории и культуре 🎭
- Современное состояние и коллекционная ценность 💎
- Полезные ресурсы и контакты 📞
- Выводы и рекомендации ✅
- Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓
История создания переднеприводной революции 📚
Предпосылки разработки
Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 годы на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин. Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 1970-х годов.
Проектирование ВАЗ-2108 было начато в мае 1977 года. 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей. К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины.
Ключевые этапы разработки
30-31 декабря 1978 года был изготовлен первый опытный образец первого вазовского переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108. Первый прототип был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания.
24 мая 1979 года было принято постановление № 470 Совета Министров СССР о выпуске с 1983 года на Волжском автомобильном заводе принципиально новой современной модели автомобиля ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
В ноябре 1979 года на АВТОВАЗе начались первые аэродинамические испытания автомобилей в натуральную величину в специально созданном аэродинамическом устройстве. Первый испытанный автомобиль - переднеприводная модель ВАЗ-2108.
Международное сотрудничество
Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS. В январе 1980 года генеральный директор ВАЗа А.А. Житков и главный конструктор Г.К. Мирзоев подписали контракт с фирмой «Порше» по разработке конструкции переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108.
22 января 1980 года первый образец 2108 пошел на «булыжник» - начались дорожные испытания. Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года.
Конструктивные особенности и технические характеристики 🔧
Кузов и компоновка
Кузов ВАЗ-2108 имеет трёхдверную цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Автомобиль обладает вариантами как пассажирского, так и грузопассажирского кузова. Все детали и узлы кузова, кроме навесных, составляют собой единое целое, сваренное контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой.
Основные детали кузова штампуют из листовой малоуглеродистой стали. Толщина основных деталей кузова составляет 0,8 мм, а наружных панелей дверей и передних крыльев — 0,7 мм, усилителей — 1-1,2 мм. Мелкие детали штампуют из стали толщиной 0,8-2,5 мм.
Габариты Лады 2108 составляют 4006 x 1650 x 1402 мм, колесная база - 2460 мм. Масса автомобиля в базовой комплектации - 920 кг, допустимая полная масса - 1345 кг. Клиренс составляет 170 мм, что обеспечивает хорошую проходимость для автомобиля данного класса.
Силовые установки
На автомобиле установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объёмом цилиндров 1100 см³, 1300 см³ или 1500 см³ в зависимости от модификации. Двигатель имеет рядное расположение цилиндров с распредвалом в головке цилиндров с приводом от зубчатого ремня.
Базовая модификация ВАЗ-2108 оснащалась двигателем объёмом 1,3 литра мощностью 63,7 л.с. при 5600 об/мин. Крутящий момент составлял 94,0 Н-М при 3500 об/мин. Степень сжатия - 9,9.
Модификация ВАЗ-21081 комплектовалась двигателем рабочим объемом 1.1 л и мощностью 53,9 л.с, и четырехступенчатой коробкой передач.
ВАЗ-21083 Самара получил двигатель рабочим объемом 1,5 л и мощностью 70 л.с.. Эта модификация с объёмом 1499 см³ развивала мощность 68 л.с. при 5600 об/мин и крутящий момент 100 Н*м при 3400 об/мин.
Трансмиссия и ходовая часть
В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырёх- или пятиступенчатая коробка передач. Полость картера коробки передач объединена с главной передачей. Крутящий момент от главной передачи передаётся на ведущие колёса через приводы передних колёс со ШРУСами.
На автомобиль устанавливается рулевой механизм реечного типа. Передний тормозной механизм — дисковый, открытый. Задний — барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колёс типа «качающаяся свеча» или МакФерсон. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединённых между собой упругим соединителем.
Модификации и комплектации семейства 🎯
Основные модификации
ВАЗ-2108 представлял собой базовую модель в семействе моделей Лада «Спутник». Впоследствии семейство расширилось различными модификациями:
- ВАЗ-21081 - с двигателем 1.1 л мощностью 54 л.с. и четырехступенчатой КПП
- ВАЗ-21083 - с двигателем 1.5 л мощностью 68-70 л.с. и пятиступенчатой КПП
- ВАЗ-21086 - экспортная версия
- ВАЗ-21087 - модификация с инжекторным двигателем
- ВАЗ-21088 - специальные версии
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость Лады 8 составляла 154 км/ч для версии с двигателем 1.5 л. Время разгона с 0 до 100 км/ч - 14 секунд. Расход топлива в смешанном цикле составлял 7,7 л/100 км, в городском цикле - 8,7 л/100 км, за городом - 5,7 л/100 км.
Объём топливного бака составляет 43 литра. Объём багажника - 330 литров, который можно увеличить до 600 литров при сложенных задних сиденьях. Радиус поворота по внешнему колесу - 5,0 м, габаритный - 5,5 м.
Отзывы владельцев и реальная эксплуатация 💬
Положительные стороны
Владельцы восьмёрки отмечают множество достоинств этого автомобиля. Один из автомобилистов пишет: «Старая, надёжная, ремонтопригодная, неубиваемая модель. Крепче, чем модель следующего поколения».
Особенно ценят владельцы доступность запчастей и простоту ремонта: «дешевые детали, и починить можно хоть в поле». Многие отмечают неприхотливость двигателя и высокую ремонтопригодность всех узлов автомобиля.
Один из владельцев делится опытом: «Проехал 110 с лишним тысяч км. Не поверите, за все время один раз поменял ремень ГРМ, выхлопную трубу (проржавела) и помпу!!! Это же мелочь при таком пробеге».
Особенности характера
Машина восьмёрка имеет свой характер, который нужно понимать. «Печка жарит как сатана, относительный комфорт за свои деньги» - отмечает один из владельцев. Многие ценят большой и удобный багажник, хорошую проходимость.
Владелец украинского ВАЗ 2108 1986 года выпуска пишет: «Никогда не подводила, надежный автомобиль. Проходимость как у внедорожника». Автомобиль действительно показывает хорошие результаты на разбитых дорогах благодаря неплохому клиренсу и крепкой подвеске.
Недостатки эксплуатации
Среди минусов владельцы отмечают: «Мало места для пассажиров на заднем сиденье». Также многие жалуются на шумность: «на ямах ездить громко, подвеска была жесткой «спортивной»».
Карбюраторные версии требуют более внимательного обслуживания топливной системы. Один владелец отмечает: «Минус — карбюратор, плюс — стоимость обслуживания».
Техническое обслуживание и ремонт 🔧
Регламентное обслуживание
Техническое обслуживание Лады восьмёрка отличается простотой и доступностью. Базовые операции включают замену масла каждые 10000 км, замену фильтров, проверку уровней жидкостей. Важным элементом является своевременная замена ремня ГРМ - этот двигатель является «втыковым», и обрыв ремня приводит к серьёзным повреждениям.
Система охлаждения требует регулярной проверки герметичности и замены охлаждающей жидкости согласно регламенту. Особое внимание следует уделять состоянию помпы и термостата.
Характерные неисправности
Наиболее частые проблемы 8 машины связаны с:
- Износом ШРУСов (особенно наружных)
- Проблемами карбюратора у ранних версий
- Износом опор двигателя
- Коррозией кузовных элементов
- Проблемами с электрооборудованием
Доступность запчастей
Огромным преимуществом ВАЗ 2108 является превосходная доступность запчастей. Практически любую деталь можно найти в магазинах автозапчастей по всей стране. Стоимость запчастей остается одной из самых низких среди всех автомобилей, представленных на российском рынке.
Как отмечает один из владельцев: «Рычаги, подвеска, обходились дешевле стоимости заправки в пол бака, буквально все стоило копейки, даже за водительское зеркало в сборе попросили несколько долларов».
Тюнинг и модификации 🏁
Спортивные версии
На базе восьмёрки были разработаны несколько действительно уникальных гоночных автомобилей, в том числе раллийные для внутрисоюзных соревнований и настоящие среднемоторные монстры: Лада Эва, Лада Самара Т3, Ваз 2108 Ралли 4x4.
Первым таким автомобилем стал ВАЗ 2108-Ралли, созданный в бюро форсированных испытаний Управления Главного Конструктора ВАЗа. В основе своей он имел переделанный «восьмерочный» кузов, в центре которого был установлен 150-сильный 16-клапанный двигатель, приводивший задние колеса.
Народный тюнинг
Лада 2108 стала одной из самых популярных платформ для тюнинга в России. Доступность запчастей, простота конструкции и низкая стоимость делают её идеальным выбором для молодых энтузиастов.
Популярные направления доработок включают:
- Установку более мощных двигателей (16-клапанные агрегаты)
- Модификации подвески (занижение, усиление)
- Доработки кузова (обвесы, спойлеры)
- Улучшение интерьера
- Установку современных систем (кондиционер, музыка)
Как отмечают энтузиасты: «ВАЗ в принципе - самая доступная платформа для того чтобы реализовать себя, если тебе хочется сделать что-то с машиной красивое».
Место в истории и культуре 🎭
Культурное значение
Восьмёрка стала настоящим культурным феноменом. Автомобиль получил множество прозвищ - «зубило» за характерную угловатую форму, «Самара» по названию экспортной версии, просто «восьмёрка» по индексу модели.
Поначалу наиболее консервативные потребители относились к «восьмерке» настороженно. Но вскоре многие оценили ее достоинства, а с появлением в 1987 году пятидверного ВАЗ-2109 автомобили переднеприводного семейства стали в вазовской гамме самыми престижными.
Влияние на автомобильную отрасль
Появление ВАЗ-2108 в 1984 году стало для страны событием. Это был первый в СССР массовый переднеприводный автомобиль и первая оригинальная конструкция ВАЗа, не основанная на наследии Fiat.
Лада 8 открыла новую эру в советском и российском автомобилестроении, показав возможности отечественных конструкторов создавать современные, конкурентоспособные автомобили.
Современное состояние и коллекционная ценность 💎
Статус классики
Сегодня ВАЗ 2108 воспринимается как классический автомобиль эпохи позднего СССР. Хорошо сохранившиеся экземпляры представляют интерес для коллекционеров и любителей ретро-автомобилей.
Особенно ценятся:
- Экземпляры первых годов выпуска
- Автомобили в оригинальной комплектации
- Машины с минимальным пробегом
- Редкие модификации и цвета
Актуальность сегодня
Несмотря на возраст, машина восьмёрка остается актуальной для определенных категорий автомобилистов. Низкая стоимость владения, простота ремонта и обслуживания делают её привлекательной для:
- Начинающих водителей
- Жителей удаленных районов
- Автомобилистов с ограниченным бюджетом
- Энтузиастов классических автомобилей
Полезные ресурсы и контакты 📞
Специализированные сайты
Для владельцев ВАЗ 2108 существует множество полезных ресурсов:
- Клуб владельцев ВАЗ 2108 - https://club2108.ru - форум автолюбителей, статьи, схемы электрооборудования
- Каталог запчастей - https://www.autoopt.ru/auto/catalog/car/vaz/vaz-2108 - онлайн каталог оригинальных запчастей
- Руководство по ремонту - https://wiki.zr.ru/Ремонт_ВАЗ-2108-21099 - бесплатное руководство от журнала «За рулем»
Литература по ремонту
Рекомендуемые издания для самостоятельного обслуживания:
- «ВАЗ 2108-2109. Руководство по ремонту» А.П.Игнатов, С.Н.Косарев, К.В.Новокшонов
- Техническая документация завода-изготовителя
- Специализированные форумы и сообщества
Выводы и рекомендации ✅
ВАЗ 2108 остается одним из самых значимых автомобилей в истории отечественного автопрома. Лада восьмёрка не только стала первым массовым переднеприводником в СССР, но и заложила основы для всего семейства переднеприводных автомобилей ВАЗ.
Рекомендации потенциальным покупателям
При выборе машины восьмёрка стоит обратить внимание на:
- Состояние кузова (особенно скрытые полости)
- Работу двигателя и состояние ремня ГРМ
- Состояние ходовой части и ШРУСов
- Комплектность и работоспособность электрооборудования
Советы владельцам
Для долгой и беспроблемной эксплуатации рекомендуется:
- Своевременно проводить регламентное обслуживание
- Не экономить на качестве масла и фильтров
- Регулярно проверять состояние ремня ГРМ
- Обрабатывать кузов антикоррозийными составами
- Использовать качественное топливо
8 машина при правильном обслуживании способна служить долгие годы, обеспечивая владельцу недорогую и надежную мобильность.
Часто задаваемые вопросы (FAQ) ❓
Когда начался выпуск ВАЗ 2108?
Серийное производство ВАЗ-2108 началось в 1984 году, а первый опытный образец был изготовлен 30-31 декабря 1978 года.
Какие двигатели устанавливались на ВАЗ 2108?
На Ладу 2108 устанавливались четырехцилиндровые двигатели объемом 1.1, 1.3 и 1.5 литра мощностью от 54 до 70 л.с..
В чем отличие ВАЗ-2108 от ВАЗ-21083?
ВАЗ-21083 оснащался более мощным двигателем объемом 1.5 л (68-70 л.с.) против 1.3 л (64 л.с.) у базовой ВАЗ-2108.
Является ли двигатель ВАЗ-2108 «втыковым»?
Да, двигатели ВАЗ-2108 являются «втыковыми» - при обрыве ремня ГРМ поршни ударяются о клапаны, что приводит к серьезным повреждениям.
Какой расход топлива у ВАЗ 2108?
Расход топлива Лады 2108 составляет 7,7 л/100 км в смешанном цикле, 8,7 л/100 км в городе и 5,7 л/100 км на трассе.
Сколько мест в ВАЗ 2108?
Машина восьмёрка рассчитана на 5 пассажиров - 2 места спереди и 3 места на заднем сиденье.
Какой клиренс у ВАЗ 2108?
Дорожный просвет ВАЗ-2108 составляет 170 мм.
До какого года выпускался ВАЗ 2108?
Производство ВАЗ-2108 продолжалось с 1984 по 2003 год. С 2004 года модель была заменена рестайлинговой ВАЗ-2113.
Какая коробка передач устанавливалась на ВАЗ 2108?
На Ладу 8 устанавливались 4-ступенчатая (на версии с двигателем 1.1 л) или 5-ступенчатая механическая коробка передач.
Можно ли найти запчасти на ВАЗ 2108?
Да, запчасти на ВАЗ-2108 легко доступны и имеют низкую стоимость. Большинство деталей взаимозаменяемы с другими моделями семейства «Самара».
Какие основные проблемы у ВАЗ 2108?
Основные проблемы включают износ ШРУСов, коррозию кузова, проблемы с карбюратором (у ранних версий) и износ опор двигателя.
Подходит ли ВАЗ 2108 для тюнинга?
Да, восьмёрка является одной из самых популярных платформ для тюнинга благодаря доступности запчастей и простоте конструкции.
Какое топливо нужно заливать в ВАЗ 2108?
Рекомендуется использовать бензин АИ-95. Объем топливного бака составляет 43 литра.
Какой объем багажника у ВАЗ 2108?
Объем багажника Лады восьмёрки составляет 330 литров, который увеличивается до 600 литров при сложенных задних сиденьях.
Есть ли полноприводные версии ВАЗ 2108?
Серийных полноприводных версий не было, но существовали экспериментальные и раллийные полноприводные модификации ВАЗ-2108-РАЛЛИ 4х4.
Сколько весит ВАЗ 2108?
Снаряженная масса ВАЗ-2108 составляет 920 кг, полная масса - 1345 кг.
Какая максимальная скорость у ВАЗ 2108?
Максимальная скорость зависит от модификации: для версии с двигателем 1.5 л она составляет 154 км/ч.
Требует ли ВАЗ 2108 специального обслуживания?
8 машина не требует специального обслуживания, но важно соблюдать регламент замены ремня ГРМ и следить за состоянием двигателя.
Подходит ли ВАЗ 2108 начинающему водителю?
Да, многие владельцы отмечают, что машина восьмёрка отлично подходит для обучения вождению благодаря простоте управления и низкой стоимости владения.
Можно ли использовать ВАЗ 2108 для дальних поездок?
При исправном техническом состоянии ВАЗ-2108 вполне подходит для дальних поездок, однако стоит учитывать возраст автомобиля и проводить тщательную предпоездную подготовку.
Оставить комментарий